РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Помните, как мама рассказывала на ночь сказки? Мы, обычно, засыпали на последней самой сладкой фразе: «И жили они долго и счастливо». Да, хорошие времена были! Никаких проблем, хлопот и негативных эмоций. Хотелось бы вернуть этот странный привкус беззаботного счастья.
Сказка  – универсальный язык, способный  в доступной форме донести  до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка.
Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.
Волшебная  сила сказок известна с давних  пор. До нас дошло немало  сказочных повествований, отражающих  многовековой опыт предшествующих  поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение.
Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Наши предки  знали все эти достоинства
  сказок и использовали их в  качестве самого эффективного  средства общения с детьми.
Современные  психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. 
Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет в:
- воспитании, развитии и обучении ребенка;
- самопознании ребенка;
- взаимопонимании с окружающим миром;
- психоречевом развитии;
- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;
- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.


Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых молодых методов в современной научной практике – ему пока нет и двадцати лет. Надо сказать, что процесс по её развитию идёт до сих пор.
Раньше сказка была просто источником информации, она хранила историю народа, её передавали из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Сказка призывала передавать знания, правила и нормы, была своеобразным способом общения, в конце концов.
Современные люди воспринимают столь волшебную терапию несерьёзно, по-детскому. Это произошло благодаря термину «сказка». Хочется заметить, что огромное количество разработок методики адресовано именно взрослым. Более близкое знакомство позволит не заблуждаться.
Как работает сказка в детском возрасте? Всё очень просто. До 10-12 лет наиболее важная информация для социализации ребёнка должна передаваться через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым создается определённый «банк» жизненных ситуаций. Причём, если малышу просто читать истории, образ окажется в пассивном состоянии, а вот обсуждение прочитанного, активизирует умственную деятельность. Такое сказочное восприятие мира дарит ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.

Благодаря сказкотерапии подростки и взрослые могут определить воспитание внутреннего мира, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. В таком случае, сказка направляет человека на осознание своих потенциалов, возможностей и ценности жизни, понимание причинно-следственных связей событий и поступков, которые совершаются человеком.
Сказкотерапия помогает диагностировать, воздействовать и развивать, для этого использует несколько видов сказок в зависимости от ситуации. Они могут быть художественными, дидактическими, психокоррекционными, психотерапевтическими или медитативными. При этом, каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф. Чудеса!
Погружая клиента в сказочную обстановку, психолог может увидеть потенциальные части личности, побудить человека к размышлению. Часто процесс длительный, впрочем, как и любая работа над собой, но результат внушает доверие.



Сила  терапевтических  сказок
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. 


Виды  терапевтических  сказок
 
   1. Художественные сказки
Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.
2. Дидактические сказки
Развивающие и  обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. др.


   3. Диагностические сказки
Вы наверно  знаете, какие сказки и о чем  больше нравятся вашему ребенку. Это  означает, что ребенок на подсознательном  уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет  на себя модель его поведения. Так  девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.

   4. Профилактические сказки
Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

   5. Лечебно-психологические сказки
Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

   6. Медитативные сказки
Медитативные  сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

В заключение о продолжении
Многие родители порой замечают, что они как  бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между родителями и ребенком.






Если Вам нравится эта информация, поделитесь ею в своих соц. сетях. Благодаря Вам больше людей узнает о нас, и мир станет чуточку лучше! Для этого нажмите на нужные кнопки ниже

Комментариев нет:

Отправить комментарий